Читала как-то в книге у одного психолога. Ты можешь делать, что угодно, только называй это правильно и не лги себе. Если ты воруешь, скажи себе: я – вор. И продолжай воровать. Автор, видимо, верил, что назвав себя вором, где-то что-то зашевелится в душе и стыдно станет перед самим собой. Не перед другими, они ж не знают, перед СОБОЙ. И мне так интересно, а если человек, назвав себя вором, продолжает воровать. Не зашевелилось ничего? И что тогда?
Давно уже интересно, вот делает человек кому-то подлость, а себя как-то надо оправдать. И начинает этого другого всяко грязью поливать. Видимо, еще не совсем пропащий.
А бывает, делает человек подлость, а ты ему глядя в глаза, говоришь: ну, как же тебе не стыдно? Ты мне сделал то-то и то-то. И мне так плохо было и больно и горько. Неужели тебе не стыдно? А он тебе: нет. Спокойненько так. И честно. Видимо, все, пропащий. Или же у него своя правда? И он себя перед собой как-то оправдывает?
В «Запахе женщины» герой Аль Пачино говорит что-то типа: видел я людей без рук, без ног. На протезах. Страшно это. Но самое страшное, это человек без души. У души не бывает протезов. Давно смотрела, сейчас уж и переврать могу. Но так он проникновенно это говорил.